Искусственный интеллект (ИИ) вызвал такой испуг во всем мире, что страны из разных экономических и технологических спектров пытаются выяснить, как должен регулироваться Искусственный Интеллект (AI).
ИИ – это сложная технология, а это означает, что она потребует сложных нормативных актов, которые будут регулировать ее использование. И к тому времени, когда эти правила будут внедрены, индустрия и инструменты, вероятно, будут на несколько шагов впереди.
Что такое DARPA – история секретного технологического агентства Пентагона
Искусственный интеллект и безопасность
Никто, даже самые известные ускорители развития технологий, не против идеи регулирования, но разногласия во взглядах на то, как это должно быть сделано и в какой степени, являются глубокими и разнообразными.
Некоторые выступают за жесткий контроль над тем, к чему ИИ можно прикасаться, тогда как другие предпочитают более либеральный подход, связанный с определенным “выключателем” (при условии, что кто-то сможет его изобрести).
Что такое кибервойна: определение, виды и примеры?
Угроза не только в том, что ИИ “уничтожит человечество”
Клин во все это, конечно, вбивает распространенный миф о всезнающем, всемогущем ИИ, который захватит мир и уничтожит человечество.
Если законотворческие процессы будут сосредоточены на предотвращении этой высокотеоретической возможности, они вполне могут пропустить множество способов, с помощью которых современные технологии могут вызвать ряд менее значительных, но все же пагубных последствий в нашей личной и профессиональной жизни.
Основные вызовы искусственного интеллекта
Недавний отчет Института Брукингса осветил три основные проблемы, стоящие перед регулированием ИИ, которые в значительной степени связаны со спорами между титанами индустрии и государственными регуляторными органами:
- Скорость – темпы развития ИИ растут в геометрической прогрессии, в то время как процесс регулирования чрезвычайно медленный. Это делает очень вероятным, что правила, которые рассматриваются сегодня, устареют еще до того, как их удастся внедрить;
- Дифференциация – ИИ, вероятно, станет повсеместным. Должны ли правила, регулирующие его использование в национальной обороне, быть одинаковыми для видеоигр? Какие критерии следует использовать для каждого случая применения и где следует провести регуляторные линии для каждой модели, особенно развивающейся со временем?
- Полномочия – кто должен быть наделен регуляторными полномочиями, и как эти полномочия должны контролироваться и проверяться в случае необходимости? Станет ли первый набор правил де-факто мировым стандартом? Будут ли созданы новые агентства с новой бюрократией? Будут ли они иметь лицензионные полномочия? Какую оценку рисков они будут осуществлять?
Очевидно, что существует огромная разница между осознанием потребности в регулировании и созданием не только самих правил, но и всей структуры для их разработки, проверки и внедрения.
А способны ли регуляторные органы что-то сделать: законодательное урегулирование?
В условиях, когда даже высокотехнологичная отрасль пытается найти специалистов для разработки, обучения и управления интеллектуальными приложениями, регуляторные органы имеют мало шансов получить внутренние знания, необходимые для обеспечения эффективного надзора за этой быстро развивающейся сферой.
ЕС и Искусственный Интеллект
На данный момент Европейский Союз, похоже, находится в авангарде в этом вопросе. Закон об искусственном интеллекте находится на рассмотрении Европейского парламента и, как ожидается, будет принят до конца года.
В законе изложены широкие концепции оценки потенциального риска отдельных моделей искусственного интеллекта с точки зрения безопасности потребителей, конфиденциальности и воздействия на общество.
Он также устанавливает требования к прозрачности и правила, регулирующие использование данных, защищенных авторским правом, и создает реестр для таких ключевых сфер применения, как правоохранительные органы, образование, управление и эксплуатация критической инфраструктуры.
США и Искусственный Интеллект
В Соединенных Штатах президент Байден предложил Билль о правах в отношении ИИ, который предусматривает защиту от опасных или неэффективных приложений и алгоритмической дискриминации, а также правила для обеспечения конфиденциальности данных и даже возможность отказаться от ИИ для тех, кто желает избежать его использования вообще.
План не имеет силы закона, но он изложен языком, который пронизывает Билль о правах в Конституции США, а также законодательство о гражданских правах, появившееся со временем; то есть право на приватность, свободу слова, защиту от незаконной слежки и равные возможности в образовании, жилье и трудоустройстве. Таким образом, она является отправной точкой для любых законов или правил, которые могут появиться в будущем.
Однако это может занять некоторое время. Сейчас в Сенате зарегистрировано только два законопроекта, связанные с искусственным интеллектом, и только один из них устанавливает очень узкие правила по использованию ИИ государственными учреждениями. Другой только будет способствовать повышению конкурентоспособности США в будущих разработках ИИ. Оба законопроекта находятся в начале обычно длительного законодательного процесса.
Ситуация в остальном мире примерно такая же – много законопроектов и руководящих принципов, но мало фактического регуляторного надзора.
Китай и Искусственный Интеллект
Китай, вероятно, является наиболее прогрессивной страной на данный момент, но даже он смог принять только один закон, касающийся алгоритмических инструментов рекомендаций. Другой законопроект направлен на глубокий синтез информационных интернет-сервисов, который, вероятно, будет использован для борьбы с фейковым контентом, тогда как более масштабный набор предложенных административных мер предусматривает “оценку безопасности” генеративных сервисов ИИ перед тем, как они будут выпущены для общественности.
ООН и Искусственный Интеллект
Похоже, что пока что мировой экономике придется довольствоваться лоскутным подходом к регулированию ИИ, поскольку, похоже, нет достаточного импульса для унифицированного подхода. Организация Объединенных Наций провела свое первое заседание по этому вопросу всего месяц назад, на котором прозвучали призывы к организации играть центральную роль в разработке многонациональных рамок, но никаких четких политических инициатив для этого не прозвучало.
Поможет ли Искусственный Интеллект регулировать самого себя?
ИИ – это сложная технология, а это означает, что она потребует сложных правил, которые будут регулировать ее использование. Это открывает двери для широкого спектра интерпретаций того, помогает или вредит любое правило общественным интересам, которые сами по себе не всегда легко определить.
К счастью, существуют инструменты, которые могут помочь в этом. В американском штате Массачусетс законодатели недавно использовали ChatGPT для разработки законопроекта, который будет регулировать использование генеративных моделей искусственного интеллекта, таких как ChatGPT.
Сейчас законопроект проходит через различные комитеты, все члены которых имеют право голоса – на данный момент – люди
Источник: https://www.techopedia.com/